Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
Сайт полезных советов даёт возможность бесплатно и быстро учиться секретам рукоделия, кулинарии, строительства, ухода за собой. Вы без труда можете найти интересующий вас вопрос и узнать как именно делается то, что всегда интересовало. Мы рады помогать людям.
Кстати, спонсор данной страницы:

  • Домашние советы » Сад и дача » Сады по-японски

    Сады по-японски

    Автор: 3x-online от 27 апреля 2009

    Сады по-японскиПожалуй, ничто среди культурных ландшафтов не различается друг с другом так сильно, как японский и европейский сады. Главное отличие – в философии, являющейся в данном случае краеугольным камнем ландшафтной организации. Если европейский сад возникает из естественного хаотичного пространства, которое видоизменяется согласно той или иной воле, разуму человека, то при устроительстве сада японского лишь выражается, подчеркивается все то, что уже существует в природе на конкретном, отдельно взятом участке. Природа не переделывается старательно «под себя», напротив, ее законы для японцев священны. 
      Стремление к гармонии, в том числе и с природой – вот основополагающий принцип жителей Страны Восходящего Солнца. Он во многом связан с религиозным мировоззрением – синтоизмом, – в котором горы, деревья, ветер, гром, т. е. практически все природные элементы и явления, а также ремесла имеют своих духов, ками, другими словами, обожествляются.
      Помимо синтоизма, исконной религии, на японцев значительно повлиял и буддизм, в IX в. проникнувший в страну из соседних Кореи и Китая. Особенно сказалось влияние дзэн-буддизма. Дзэн – особый тип восприятия, целостного постижения мира, отводящий особую роль эстетике и чувственному переживанию.
      Синтоизм и дзэн-буддизм – аспекты японской культуры, неразрывно с ней связанные. Японский сад как произведение культуры тоже несет на себе отпечаток этих религиозных философий, становясь живым воплощением внутреннего мира мастера-садовника, его гармонии с окружающей вселенной.
      В элементах сада японский мастер зашифровывает огромное количество культурологических символов, знание которых позволяет любому стороннему наблюдателю перевести символику в единый зрительный образ. В роли таких символов выступают архитектурные элементы садового дизайна, их число, изображения животных и птиц, сами составляющие ландшафта (вода, камни).
      Так, для украшения японского сада традиционно используются каменные фонари, происходящие от ритуальных благовонных курильниц, и чаши для омовения рук – цуку-бай. Последнюю допустимо заменить небольшим каменным водоемом, округлым по форме.
      Среди изображаемых в скульптуре животных наибольшим почетом пользуются журавль и черепаха – на Востоке древнейшие символы долголетия. Помимо этого оба животных олицетворяют единство противоположностей, выступают залогом природного равновесия. Обязательны и терракотовые статуэтки Будды, символизирующие счастье.
     Священными числами считаются 3 (Будда и двое его учеников), 5 (количество буддийских заповедей), 8 (8-ступенчатый путь как метод достижения истины).
      При всей внутренней органичной символичности, объединяющей их, сады Японии различаются по функциям. Есть крохотные садики площадью всего в несколько квадратных метров – теми можно только любоваться со стороны. Более значительные по размерам служат и для прогулок.
      Существуют сады специально для проведения чайных церемоний. Пространство делится на 2 части. Во внешней устраивают место для ожидания – обычно это скамья с навесом. Внутренний сад окружает домик для чайной церемонии. Здесь высаживают неброские растения, дабы ничто не отвлекало от ритуала чаепития.
      Природные сады буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорские парки непременно изобилуют озерцами, тихо журчащими ручьями, заводями, даже небольшими водопадами. Берега ручьев украшают большими валунами и обломками камней. Деревья, кустарники, мхи и папоротники растут там не тронутыми ножницами садовника. Пейзаж меняется с каждым шагом, что отражает течение жизни.
     В небольших садиках, где природной воды нет в наличии, ее изображают параллельными волнистыми линиями (или концентрическими кругами) на гравии. Техника сухого пейзажа передает застывшее движение воды. Подобным водоемом может стать, к примеру, покрытая светлым гравием, обработанная граблями площадка, посреди которой, словно острова, возвышаются крупные камни (плоский сад). Белый цвет площадки усиленно контрастирует со мхами, вечнозелеными растениями и цветущими рододендронами. Гравийные «водоемы» часто окружают невысокими стенами.
      Передвигаются по японскому саду с помощью извилистых дорожек. Их точно так же устраивают из гравия, прокладывая по нему пунктир из натурального камня.
    Природный камень – вообще обязательный элемент ландшафта японского сада (скульптуры, фонари, дорожки, мостики и просто валуны). Согласно представлениям японцев, через камень можно передать всю информацию о мире. Необработанный камень – символ вечности, прочности, могущества и силы.
      Сад камней – наиболее абстрактная форма японского сада, место умиротворенного созерцания. Кстати, ассоциации в процессе созерцания у всех рождаются свои.
      Для создания такого сада берутся камни самых разнообразных форм (всего существует более 130 вариантов). Вертикально установленные камни выражают власть, горизонтальные – покорность. Порастая мхами и лишайниками, камни приобретают естественный, первозданный вид.
      Иногда образным камнем выступает вечнозеленая азалия: благодаря регулярной стрижке она сохраняет компактную форму.
      Один из самых известных садов камней был создан в 1450 г. в Рёандзи (буддийский храм в Киото). Предположительно, его автором был знаменитый мастер Соами. Сад расположен на небольшой прямоугольной площадке (30х10 м), засыпанной белым гравием. На площадке стоят 15 камней, организованные в 5 групп, каждую из них обрамляет зеленый мох. Гравий разделен граблями на мелкие бороздки, ассоциирующиеся с мелкой рябью на воде. С 3-х сторон сад окружен невысоким глинобитным забором.
      Сад в Рёандзи – часть храмового комплекса, подойти к нему можно, пройдя предварительно через сам храм, а созерцать – лишь сидя на веранде храма. И с какой бы точки веранды посетитель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, 15-й (каждый раз – другой!) неуклонно исчезает из поля зрения. Может быть, автор задавался целью подчеркнуть сокровенность, непостижимость огромного мира…
      Многие сады в Японии построены на основе сюжетов древних поэм. Появление образов «Семь цветов осени» или «Семь растений весны» относят примерно к IV в. И лишь с 1600 г. понятие «садовник» превратилось в полноценную профессию, методики и знания стали передавать по наследству. Постепенно сады камней перестали быть исключительно принадлежностью храмовых комплексов.
      Растительность любого японского сада помимо мхов и лишайников составляют декоративнолистные культуры – хосты всех оттенков зеленого, пестролистные клены (веерный и рассеченный), намного меньше яркоцветущих растений – рододендронов и анемонов. Цветы – только штрих, усиливающий общее впечатление. А пестрые цветочные аранжировки вообще несвойственны этим восточным уголкам.
      И еще надо помнить, что в японском саду растения все-таки второплановы, хотя и необходимы для создания цельной картины. Тем не менее, именно в Японии появились сады, где растения не присутствуют вовсе.
      Для японцев важен не вид растения, а заключающийся в нем образ-символ. Сакура (японская вишня) олицетворяет стойкость и чистоту – цветки ее опадают абсолютно неувядшими и свежими лежат на земле еще несколько дней. Бамбук – символ благородства и мужества, сосна – долголетия и вечности, лотос – чистоты, не подверженной внешним негативным проявлениям.
      Растения вместе с камнями, гравием, архитектурными элементами (фонарями, изгородями и пр.) – материал для мастера-садовника. Из этого «материала» устраивается японский сад, обещающий покой и душевное равновесие.

    О. Рыскова


    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии:

    Оставить комментарий